#post-id: 4265-18-26 #original-date: 30.03.2012 Fri #original-time: 6:26 PM #original-day: 4265 #original-host: WinXP Prof SP3 (Build 2600) > *Афганцы без сыновей переодевают дочерей в мальчиков* > > В силу множества социально-экономических причин многие афганцы > хотят, чтобы у них родился мальчик. Те, у кого сыновей нет, порой > прибегают к давней традиции – одевают мальчиками дочерей. > > Когда бывший депутат афганского парламента Азита Рафхат собирает > своих дочерей в школу, одну из девочек она одевает не так, как > остальных. > > Три ее дочки ходят в школу в белой одежде, а голову покрывают > белым платком. А вот четвертая девочка, Мернуш, надевает брюки, > пиджак и галстук. Покинув порог родительского дома, Мернуш > перестает быть девочкой и становится мальчиком – все ее называют > мужским именем Мехран. > > Сына у Азиты Рафхат нет, и чтобы люди над ней не насмехались, она > пошла на радикальный шаг – коротко постригла одну из дочерей > и одела ее как мальчика. > > *Без сына успех неполный* > > В Афганистане есть целая традиция "бача пош" – в переводе с языка > дари "переодетая мальчиком". > > "Когда вы богаты и занимаете высокое положение в афганском > обществе, люди смотрят на вас иначе, - говорит Рафхат. – Они > говорят, что ваша жизнь только тогда станет полной, когда у вас > появится сын". > > В силу различных экономических и социальных причин предпочтение > мальчиков девочкам существовало в Афганистане всегда. > > Муж Азиты Рафхат, Эзатулла Рафхат, объясняет, что сын приносит > семье престиж и почет. > > "Кто бы ни пришел в наш дом, они всегда говорили: "Как жаль, что > у вас нет сына". И мы подумали, что имеет смысл переодеть одну > из наших дочерей, тем более что она и сама этого хотела", - > рассказывает Рафхат. > > *Работать как мальчик, потом замуж* > > Семья Рафхат отнюдь не уникальна. Подобное происходит > и в афганских семьях с куда более скромным достатком. > > Девочек, одетых как мальчики, нередко можно встретить на афганских > рынках. Родители или опекуны переодевают их, чтобы девочки могли > выходить на улицы, работать и кормить семью. > > Такие дети, которым на вид от пяти до 12 лет, продают на улицах > воду или жвачку. Никто из них не пожелал разговаривать со мной > о своей жизни в образе мальчиков. > > В 17-18 лет девочки, воспитанные как мальчики, переходят > к традиционному образу жизни афганских женщин. Но перестроиться > часто не так уж просто. > > Элаха живет в городе Мазари-Шариф на севере Афганистана. До 20 лет > она росла как мальчик, потому что сына в ее семье не было. > > Только два года назад, когда она поступила в университет, Элаха > начала носить женскую одежду и прическу. > > Однако женщиной, по ее словам, она в полной мере себя не ощущает. > Привычки у нее скорее мужские, замуж не хочет. > > "В детстве мои родители переодели меня в мальчика, потому что > брата у меня не было. И до самого последнего времени я могла > выходить на улицу, играть с мальчишками, у меня было больше > свободы", - вспоминает она, давая понять, насколько нежеланным > стало для нее обращение к традиционной гендерной роли. > > "Если мои родители заставят меня выйти замуж, я отомщу за все > горести афганских женщин и стану бить мужа так, что ему придется > каждый день таскать меня в суд", - угрожает Элаха. > > *Переодеться и преуспеть* > > Атикулла Ансари, имам знаменитой Голубой мечети в Мазари-Шарифе, > говорит, что традиция переодевания девочек в мальчиков связана > с обращением к Аллаху - некоторые семьи верят, что это принесет > рождение сына. > > Матери, не имеющие сыновей, приходят в святыню Хазрат-Али > и молятся о том, чтобы у них родился мальчик. > > Достигнув совершеннолетия, девочки, до того воспитывавшиеся как > мальчики, согласно предписаниям ислама, обязаны покрывать голову, > добавляет священнослужитель. > > В Афганистане практически у каждого есть родственницы или > знакомые, которых в детстве одевали как мальчиков. > > Руководитель департамента прав женщин провинции Балх на севере > страны, Фариба Маджид, в детстве была известна под мужским именем > Вахид. > > "Я была третьей дочерью в семье, и когда я родилась, родители > решили переодеть меня в мальчика, - рассказывает она. - Я работала > в лавке моего отца и даже ездила за товаром в Кабул". > > Маджид считает, что этот опыт придал ей уверенности и помог > достичь ее нынешнего положения. > > Вероятно, неудивительно, что и Азита Рафхат, мать Мехрана/Мернуш, > сама в детстве росла как мальчик. > > "Открою вам секрет: ребенком я жила как мальчик и работала > с отцом. Так я познакомилась с миром и мужчин, и женщин, и это > помогло мне ставить более амбициозные цели в моей карьере", - > делится экс-депутат. > > *Корни неравенства* > > Традиция, однако, уходит корнями вглубь веков, когда афганские > женщины не помышляли о политической карьере. > > Кабульский социолог Дауд Равиш полагает, что изначально жительницы > Афганистана начали переодеваться в мужчин, чтобы наравне с ними > отражать многочисленные вторжения иноземных захватчиков. > > Однако подобная практика являет собой нарушение прав человека, > говорит глава комиссии по правам человека провинции Балх, Кази > Сайед Мохаммад Сами. > > "Нельзя поменять пол человека на время. Нельзя на короткий период > времени переделать девочку в мальчика. Это антигуманно", - > подчеркивает он. > > Переодевание в мальчика наносит вред психике некоторых девочек: > они пропускают необходимые этапы развития и утрачивают чувство > идентичности. > > В то же время, некоторые афганские женщины говорят, что, благодаря > переодеванию, они пользовались такой степенью свободы, о какой > не могли и мечтать в качестве девочек. > > Если бы афганские девочки имели такую же свободу и авторитет > в обществе, как мальчики, вероятно, большинству из них не пришлось > бы играть в игры с переодеванием; но когда это произойдет, > неизвестно. http://www.bbc.co.uk/russian/society/2012/03/120328_afghan_girls_crossdressing.shtml