===[ 18+ | И о прекрасном ]=== #post-id: 5304-12-59 #original-date: 2.02.2015 Mon #original-time: 12:59 PM #original-day: 5304 #original-host: WinXP Prof SP3 (Build 2600) > *Шокирующее искусство Древнего Рима* > > http://pics.lindachan.net/2015/02/art/150130101941_rome_laocoon_624x351_getty.jpg > > Жителям Древнего Рима нравилось искусство, полное насилия и секса. > Некоторые объекты культуры той эпохи могут показаться нам > исполненными непристойности и жестокости, но римляне, возможно, > смотрели на них другими глазами, пишет автор BBC Culture > (http://www.bbc.com/culture). > > XVIII век выдался поистине удачным для археологов. Именно тогда > были обнаружены остатки Помпей и Геркуланума - римских городов, > погибших при извержении вулкана Везувий в 79 г. нашей эры. > На одной лишь Вилле папирусов неподалеку от Геркуланума > в промежутке между 1750 и 1761 гг. из-под слоя пепла откопали > 85 античных скульптур. > > Но случались и неловкие моменты. Представьте, как должны были > чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752 г., откапывая > в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII > самую скандально известную из найденных на вилле скульптур. > Вырезанная из цельного блока итальянского мрамора, > она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, > занимающегося любовью с козой. Правой рукой Пан крепко держит козу > за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе > и заглядывая ему прямо в глаза. Короля такая откровенная находка, > мягко говоря, смутила. > > (Похожие статьи из раздела "Журнал" > (http://www.bbc.co.uk/russian/topics/vert_cul])) > > В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке > на руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали подальше > от публики. Взглянуть на нее можно было лишь с разрешения монарха. > Тем не менее, помимо ужаса находка вызывала и любопытство. Слух > о неприличной скульптуре распространился по Европе, и она быстро > превратилась в объект паломничества англичан, совершавших Гран-тур > (обязательные в среде европейских аристократов образовательные > поездки). Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс > по памяти воссоздал скульптуру в виде терракотовой реплики, хотя > в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена вниманием Пана, > в то время как животное с римского оригинала выглядит почти > покорным. > > http://pics.lindachan.net/2015/02/art/150130102212_rome_statue_of_pan_and_a_female_goat_624x351_raytangrexfeatures.jpg > *Одно из самых скандальных античных произведений - статуя бога > пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаруженная на руинах > Геркуланума в 1752 г.* > > Сам того не подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике > аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог > казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Разные культуры > по-разному воспринимают одни и те же явления. Произведения > искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, > в Древнем Риме были вполне приемлемыми. > > В наше время скульптура Пана с козой вновь вызывает у публики > учащенный пульс. Обычно ее можно увидеть в Секретном кабинете > Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом > других эротических образцов римского искусства. А в 2013 г. Пана > на время одолжили лондонскому Британскому музею в рамках выставки > "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме". Неприметная табличка на > входе предупреждала посетителей о том, что выставка "включает > материалы откровенного содержания". > > *Зловещие сады* > > В наши дни велик соблазн определить скандальную находку > в категорию эротики низкого пошиба, но не будем торопиться. > На Вилле папирусов хранилась также и библиотека из сотен свитков. > Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным. > > Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина > виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей > непристойностями. Однако даже при поверхностном ознакомлении > с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения > недостаточно. В наше время люди частенько расставляют у себя > в саду декоративные фигурки гномов. А римляне предпочитали более > сексуальные и кровожадные образы. На той же выставке в Британском > музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного > исполнения - пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими > охотничьими псами. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями > глубоко в оленью плоть. > > http://pics.lindachan.net/2015/02/art/150130102447_rome_hunting_dogs_624x351_raytangrexfeatures.jpg > *Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый > 1-79 гг. нашей эры и найденный в Геркулануме: два оленя, > на которых нападает стая собак* > > Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, > представляют собой весьма жестокое зрелище. И, несмотря > на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам такие > тревожащие воображения сцены могут показаться не вполне уместными > в качестве садовых украшений. Равно как и стоявшая на выставке > в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, > собирающегося справить нужду. > > Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Одна из моих > любимых древнеримских скульптур - бородатый сатир Марсий, > привязанный к дереву и ожидающий ужасного наказания. С него > собираются содрать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, > брошенный богу Аполлону. До нашего времени сохранилось несколько > статуй, изображающих эту сцену - в том числе вырезанных из мрамора > с розовыми прожилками, от цвета которого по коже бегут мурашки. > Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит > нож палача. > > http://pics.lindachan.net/2015/02/art/150130103156_rome_satyr_marsyas_624x351_alinariarchivescorbis.jpg > *Одна из нескольких сохранившихся статуй сатира Марсия, > привязанного к дереву. Проиграв музыкальное состязание Аполлону, > Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи* > > Похожие чувства вызывает и известная мраморная скульптурная группа > "Лаокоон", обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского > дворца Бельведер Папой Юлием II в 1506 г. Искаженные страданием > лица троянского жреца Лаокоона и двоих его сыновей, их бьющиеся > в судорогах конечности, обвиваемые быстрыми, как молнии, морскими > змеями, не одно столетие преследуют воображение западного > человека. Эта скульптура вдохновила бессчетное количество > художников и писателей - от Микеланджело до Диккенса. > > http://pics.lindachan.net/2015/02/art/150130102839_rome_hercules_relieving_himself_624x351_mikekempinpicturescorbis.jpg > *Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 гг. нашей эры, изображает > Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после попойки* > > Не так уж удивительно, что древние римляне, почитавшие служение > государству и авторитет власти за великие добродетели, > одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов > в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские > игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные > преступники, являлись ничем иным как вариантом ритуальных > человеческих жертвоприношений. Древний Рим представлял собой > любопытную смесь цивилизованности и варварства. > > *Скандальная скульптура* > > Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской > культуре не менее важную роль, чем насилие. Несколько лет назад, > снимая для Би-би-си документальный сериал под названием "Сокровища > Древнего Рима", я посетил раскопки Помпей. Тот факт, что на одном > из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, > меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие > здания украшены табличками с изображением эрегированного полового > члена. > > http://pics.lindachan.net/2015/02/art/150130102958_rome_laocoon_statue_624x351_davidpearsonrexfeatures.jpg > *Мраморная скульптурная группа, изображающая троянского жреца > Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся освободиться > от удушающих объятий морских змей, которых на них наслал Посейдон* > > По одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу > к ближайшему публичному дому, коих в Помпеях было предостаточно - > по некоторым оценкам, как минимум 35 заведений на город > с населением примерно в 12 000 человек. Но теперь большинство > исследователей склоняется к тому, что фаллический символ играл > во времена античности роль своеобразного амулета, оберега от злых > сил. > > Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других > контекстах древнеримской культуры: на выставке в Британском музее, > например, одним из экспонатов был любопытный предмет, известный > как тинтиннабулум - крылатый фаллос, снабженный своим собственным > фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, с подвешенными > к конечностям пятью колокольчиками. Хотя этот тинтиннабулум > обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не был бы слишком неуместным > дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, > позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители > рассматривают скульптуру Пана, занимающегося сексом с козой. > > http://pics.lindachan.net/2015/02/art/150130103343_rome_wind_chime_is_a_phallus_with_wings_624x351_soprintendenzaspecialeperibeniarcheologicidinapoliepompei.jpg > *Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва > и привязанными к ним колокольчиками* > > Такие выставки, как "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме", > вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим античным > предкам. Бронзовый бюст римского банкира выполнен настолько > жизненно, что, кажется, можно уловить черты характера > изображенного. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки > розового пигмента, который, возможно, неведомая нам римская > матрона использовала когда-то в качестве румян. > > Но стоит взглянуть на произведения наподобие Пана с козой, > и древний мир вновь отодвигается во тьму веков, а разделяющие наши > цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть. > Мы никогда не сможем до конца понять, какое именно впечатление эта > скульптура производила на римлян. Возможно, то, что мы > воспринимаем как разврат и насилие, вызывало у них приступы смеха. > Единственное, что можно сказать с уверенностью, - отношение > древних римлян к сексу и насилию радикально отличалось от нашего. > > Аластер Сук – обозреватель-искусствовед газеты Daily Telegraph. > > Прочитать оригинал этой статьи > (http://www.bbc.com/culture/story/20130419-the-shock-of-the-old) > на английском языке можно на сайте BBC Culture > (http://www.bbc.com/culture). http://www.bbc.co.uk/russian/society/2015/01/150130_vert_cul_shock_of_the_old